Почему мы играем в игры? Кому-то интересен сюжет, кому-то нравится сам процесс игры. А кто-то покупает очередной диск игрового сериала, не в силах расстаться с полюбившимся персонажем. Ведь зачастую кто, как не герой, определяет стиль игры, ее интересность и шарм? Во многом в те или иные игры мы играем только потому, что не можем расстаться с героем.
Мой сегодняшний.. кхм.. визитер - не герой совершенно. Ни в одном глазу.. кстати, глаз-то у него как раз и нету. Равно как совести, пощады, жалости и проблем морально-этического характера. Впрочем, фанатов у него зато - пруд пруди, несмотря на то, что рядом со своим кумиром они хотели бы оказаться в последнюю очередь. Судите сами: привычка падать на макушку, разводить бардак и обслюнявливать все, до чего дотянется, а также откусывать головы весьма экзотическим способом - вот очень неполный список увлечений моего сегодняшнего персонажа. Знакомимся, Чужой [Alien]..
"Знаешь, внученька, иногда банан - это просто банан!"
Как и многие интересные монстры, Чужой (для журналистов - Ксеноморф, для близких - Ксеня) пришел к нам из кино. История колоритнейшего чудища современности началась в 1979-ом году, когда английский режиссер Ридли Скотт [Ridley Scott] снял фантастический триллер "Чужой" [Alien], который поклонники его творчества считают одним из лучших в его карьере. Задумка сценаристов была проста и тянула на кино категории "Б" (которым фильм по сути и является): на космический грузовой корабль попадает иноземная тварь, которая страдает мизантропией и люто голодна. Разумеется, в силу своей гадяйской натуры она просто обязана устроить на борту кровавый банкет, отлавливая членов экипажа одного за другим. Звучит, как вы понимаете, скучно и предсказуемо, даже по меркам 80-ых, чего уж говорить о сегодняшних днях. Однако насколько базовая идея была обыденна, насколько же страшно и пугающе это оказалось воплощено на экране.
Сценаристы фильма Дэн О'Бэннон [Dan O'Bannon] и Рональд Шусетт [Ronald Shusett] решили напугать зрителя по полной программе. Они написали базовый сценарий фильма, который, как они говорят, в нужное время оказался в нужном месте. После успеха "Звездных войн" [Star Wars] киностудия "Двадцатый век Фокс" [XX Century Fox] как раз искала идею для запуска еще одного космического фильма. Сценарий О'Бэннона и Шусетта им как раз пришелся впору. И пусть он был не идеален (итоговый сценарий во многом отличается от первоначального варианта), взяться за "Чужого" стоило хотя бы из-за сцены с "грудовзрывом". Так что кину дали зеленый свет и начинающего режиссерскую карьеру Ридли Скотта, который в большое кино пришел из рекламы.
Имея в кармане маленький бюджет и большое желание сделать что-нибудь этакое, Ридли долго думал над концепцией своего чудовища. "Если у вас фильм про монстра, но нет монстра, то и фильма у вас тоже нет!" - заявил Скотт, отметая образы банальных каракатиц. Для создания на лицо ужасного, кислотного внутри монстра был приглашен швейцарец Ганс Руди Гигер [Hans Rudolf Giger], который к тому моменту уже успел засветиться своим сборником "Некрономикон" [Necronomicon], изучив который, любой психоаналитик констатировал бы воспаление больной фантазии. Скотту, впрочем, именно такое воспаленное нечто и было нужно. Гигер идею понял и выдал-на-гора Того Самого Чужого: знаменитая бананообразная голова, хваталки, длинный хвост и экзоскелет, делающий монстра этаким биомеханоидом. Позднее в интервью Скотт отмечал, что они хотели создать у зрителя впечатление, что Чужой - это биологический робот, и концепты Гигера очень этому способствовали. К слову, те, кто ругают монстра за неприкрытую "фалличность" головы, могут курить в сторонке: первоначальные эскизы Гигера делали из Чужого практически ходячий секс-шоп, и Ридли Скотт попросил сделать внешность монстра менее провокационной. Тем не менее, бананообразная голова осталась. Сегодня вообразить Чужого с другим профилем попросту нереально.
Когда чудище, концепты и прочие детальки были готовы, Скотт сотоварищи начал бережно воплощать все идеи на экране. И вот, что из этого вышло.
Хочешь покричать? Дуй в космос - там не слышно!
Итак, суть. Космический грузовой звездолет "Ностромо" [Nostromo] возвращается домой, но почему-то (нам потом скажут почему) сбивается с курса и попадает на неизведанную ранее планету LV-426. Высадившись там, трое членов экипажа, особенно жаждущие приключений, отправляются на экскурсию по планете и натыкаются на корабль пришельцев. Корабль выглядит мертвым (ну, или, по крайней мере, не особенно живым), что, впрочем, не только не отпугивает землян, но наоборот - тянет внутрь покруче любого магнита. Шажок, еще шажок - и вот уже наших гостей приветствуют труп инопланетянина и Оно.
Иичко. Неизвестно, какая курочка Ряба его снесла, но выглядит яйцо очень внушительно, имея нехилый рост и едва ли не мускулы по периметру кожуры. Тут, конечно, любой фанат серии сделал бы стометровку в две секунды, предчувствуя неладное, но экипажу корабля хотелось не просто приключений, а бразильской феерии до самого конца (своего и фильма). Поэтому они яйцо начинают изучать, а оттуда - бац! - выскакивает Он.
Мордохват. Или фэйсхаггер [facehugger], как его называют в своих кругах. Пока яйцо молча себе стоит в сторонке, этот самый мордохват хватает за морду любого, кто, по несчастью, оказался рядом. Ответы типа "Я тут мимо проходил!" его совершенно не волнуют, потому что у него есть Долг: отложить эмбрион и потом благополучно отвалиться. Причем оторвать присосавшегося к лицу гада не представляется никакой возможности. Брейкеты, прыщи или шрамы его не пугают: он нежно обнимет любое лицо, до которого дотянется. Сделав свое черное дело, мордохват умирает, а через некоторое время на сцену выходит Он.
Грудовзрыв. Или честбёстер [chestburster], как его зовут все в тех же кругах. Это маленький червяк с большими амбициями, желание которого выбраться наружу из своей оболочки настолько велико, что он в прямом смысле взрывает грудную клетку хозяина изнутри. Есть мнение, что он при желании пробился бы и через каменную стену. Грудовзрыв обычно мал, да вонюч. С характерным писком он наводит шороху и стремится удрать, чтобы потом вырасти в темных кулуарах, набраться комплексов неполноценности и превратиться в.. ага, Него.
Чужого. Как только этот милый пришелец достигает своего немаленького роста в пару метров, обычно начинается свистопляска. Потому как эти два метра комплексов, хваталок, клыков и слизи обычно на месте не сидят и крестиком не вышивают. Чужой, используя собственную систему "навигации", с одинаковой легкостью лазая как по потолку, так и по полу, отправляется на охоту. А поскольку офицера Рипли на него, как правило, не хватает, чудище успевает слопать достаточно гражданских и военных, прежде чем кто-то его прибьет.
Чужой силен, быстр и очень сопротивляется попыткам себя уничтожить. Чтобы было еще веселее, он на редкость быстро плодится (делает это, правда, Матка, задача которой - снести как можно больше вышеозначенных яиц в единицу времени), что делает борьбу с ним задачей повышенной сложности. И если на одного Чужого можно худо-бедно найти управу (например, бегать от него, пока у него дыхалка не кончится), то с целым Ульем во главе с Маткой совладать уже куда сложнее. Поэтому люди обычно мрут как мухи, прежде чем кто-то убьет Чужого, выкинув в космос, сбросив на него бомбу или просто полив водичкой, предварительно выкупав в ванне с расплавленным оловом. Вот такой вот он герой: в воде не тонет, в расплавах не горит и вообще улыбака. Хотя его улыбка - это, как правило, последнее, что его жертва видит в жизни. Зато она двойная, да.
Как вы сами понимаете, фильм с таким расчудесным чудищем просто не мог пройти мимо. Люди пугались, кричали, выбегали из кинозалов, но смотрели, не в силах оторваться. Коммерческий успех первого "Чужого" просто не мог остаться незамеченным и породил ажно три чистокровных продолжения, был несколько раз спародирован (в том же "Шреке-2", к примеру) и вообще стал шедевром кинематографа. Ну, по крайней мере, той его части, в которой восхваляются слюнявые агрессивные пришельцы. Кстати, о пришельцах.
Спустя какое-то время после успешного появления на экране мистера Слюнявые Хваталки кино осчастливил своим дебютом еще один монстр. Он, конечно, в плане эпичности, на мой взгляд, Чужому безбожно уступает, но, тем не менее, обладает своим неповторимым колоритом. Если кто еще не догадался - я о Хищнике [Predator]. Я не буду здесь вдаваться в подробности создания образа этого космического охотника, благо это тема отдельной статьи. Меня больше интересует, что было потом.
Первый "Хищник" 1987-ого года, успешно выкосив хреноллион километров тропических джунглей (что, впрочем, провал, потому что Шварценнегера это не задело нисколечко), пристойно выступил в прокате, и потому неудивительно, что в 1990-ом году появилось продолжение - "Хищник-2" [Predator-2]. Самое интересное, впрочем, сценаристы и реквизиторы припасли на закуску: зрителю был показан череп Чужого на трофейной стене корабля Хищников, что как бы намекает.
Судите сами: люди всегда любили прикидывать, кто кого. Рэмбо Терминатора или Терминатор Рэмбо? Кит слона или слон кита? Кто победит: холодильник или помещенный в него обогреватель? Так что идея столкнуть нос к носу двух самых колоритных чудищ кинематографа просто не могла не появиться на свет. Где-то за год до выхода на экраны второго "Хищника", в 1989-ом году в недрах компании Dark Horse Comics появились первые графические новеллы, связавшие историю двух чудищ. Dark Horse и раньше придумывали комиксы про Чужого и Хищника, так что неудивительно, что им пришла в голову мысль объединить под одной обложкой этих монстров. Два ведь лучше, чем один. "Хищник-2" стал первой экранной отсылкой к тому, что у Чужого с Хищником долгая история любви.
Задумка была такова, что Хищники, будучи расой охотников, любят пощекотать себе нервы различными сражениями, и чем опасней враг, тем лучше. С этой целью они устраивают на планетах инкубаторы ксеноморфов, на которых потом начинают охотиться. Что-то типа "Я тебя породил, я тебя и убью!". Чужим, разумеется, такой расклад не особенно по нраву, поэтому эти милые инопланетяне при первой же возможности стараются устроить Хищникам тотальное а-та-та. А заодно и всем, кто под хваталку подвернется. Сами видите - идеальный сюжет для шутера. Или игры на выживание, ога.
Хотя игры про Чужого шлепались аж с 1982 года, особой оригинальностью они похвастаться не могли. Игроку, в большинстве случаев, предлагалось, следуя сюжету соответствующего фильма, отбиваться от стада Чужих на LV-426 или гонять бедного ксеноморфа по тюрьме на "Фиорине-161". Утрирую, конечно, но суть от этого не меняется. На сегодняшний день существует около 20 игр про Чужого, не считая отложенных проектов и серии AVP. Впрочем, именно эта серия представляет для нас наибольший интерес.
Первая AVP-игра вышла еще в 1993-ем году для Nintendo и называлась незамысловато - Aliens versus Predator. В ней Хищники в голубо-желтом трико (да-да, вы не ослышались) и люди махались с милыми ксеноморфами с оранжевыми головами. Никаких заморочек, прохождение стандартное - слева направо. Все пестренькое, безбашенное и едва ли не радостное. По счастью, компания Rebellion Developments в 1999-ом году выпускает свою игру Aliens versus Predator с мордохватами и яичками, которую многие и считают прародительницей всего игрового сериала. Я их понимаю: желто-голубого Хищника кто угодно постарается забыть...
Сюжет первой новой AVP оригинальностью не блещет и скорее призван оттенить геймплей серии. Вкратце: где-то в замкадье Вселенной, где нет разумной жизни (люди, играющие там в ученых, разумной жизнью считаться не могут, идиоты!), есть милая база, на которой над Чужими ведутся эксперименты. Чуете, как запахло паленым? Мимо этой же базы (господа, нам сегодня везет!) "случайно" пролетали Хищники, чей собрат находится в плену у жалких людишек. Разбил звездолет и сел в камеру, понимаете ли. Дальше - больше: Чужие, как и положено, с улюлюканьем сбегают, Хищник - тоже, а морпехам остается только спешно паковать чемоданы и уносить ноги. Красота!
Плюс AVP в том, что вы можете играть, за кого хотите. Можете Чужим карабкаться по стенам, шипеть и откусывать головы. Можете Хищником играть в прятки и палить из-за угла, становясь невидимым. Можете морпехом вопить и пугаться, когда из коридора (очень темного, к слову) выскочит какой-нибудь инопланетный дружок. Как вы сами понимаете, если за Чужого или Хищника игра проходилась весело и с частушками, включая элементы stealth-action'а за ксеноморфа, то прохождение за морпеха, пусть даже увешанного техникой, старательно стремится к survival-horror'у. Любители пощекотать нервы рекомендуют играть за человека ночью в темной-темной комнате, врубив на полную звук, желательно чтобы полный surround. И тогда даже самый мелкий мордохват, высунувшийся из люка, способен доставить много приятных ощущений, включая падение со стула и побудку спавших домочадцев.
Игровой Чужой (вернемся к нашим ксеноморфам) был прекрасен: совершенно в духе серии. Он бегал по стенам, свешивался из самых труднодоступных мест, кушал людей, чтобы подлечиться, и замечательно шипел, наводя страх и ужас. Элегантно спикировать сверху, убить одним ударом, не попав при этом под пули, и быстро удрать - вот как охотился милый нашему сердцу ксеноморф.
Стоит ли упоминать, что игра по праву заслужила продолжение. В 2001-ом году умельцы из Monolith Productions выпустили сиквел серии, разнообразив сюжет игры и наделив любимку Чужого всеми сложностями его оригинального жизненного цикла. Для разнообразия герой-ксеноморф начинал мордохватом, который должен был отложить эмбрион в спящего охранника (а нечего дрыхнуть, да!). После этого веселье продолжалось игрой за грудовзрыва, которого при желании мог перешибить плевком любой солдат. Нужно было прятаться и кушать, набираясь сил, прежде чем уже взрослый Чужой сможет послужить Матке и Улью.
В 2002-ом году вышло дополнение ко второй части - Aliens versus Predator: Primal Hunt, включающее в себя дополнительные миссии. В данном случае играть нам уже приходилось не Чужим, а Чужехищником (или Предалиеном, как его еще называют поклонники серии).
Свистопляска с откусыванием голов благополучно продолжилась в 2010-ом году, когда все те же Rebellion Development решили тряхнуть стариной на новый манер и выпустили Aliens versus Predator, третью игру серии. Нам предлагается сыграть за подопытного Чужого, который (как обычно, ну ничему их история не учит!) сбегает, освобождает Матку и начинает знакомый концерт по заявкам, скача по стенам покруче любого персидского принца. Любопытно, что, бегая по уровням, можно кидать на противников мордохватов и заражать их.
Я намеренно не заостряю внимание на сюжетах игр серии: миссии в большинстве своем достаточно линейны и скучны. Ксеноморфы атакуют все живое и плодятся как кролики, Хищники, радостно урча, охотятся, а люди, попавшие в замес, пытаются выжить. Куда интереснее просто побывать в шкуре Чужого, увидеть мир его "глазами", радостно просачиваться в вентиляционные люки и откусывать другим игрокам головы. Геймплей за эту космическую поганку приятно отличается от приевшихся погонь с миниганами, а элементы ксеноморфной акробатики как минимум оригинальны. Особенно для 1999-ого года, когда "Повстанцы", забив гвоздями на сюжет, создали по сути три разные игры, тесно переплетающиеся между собой. Если хотите почувствовать себя Чужим в полной мере - обязательно сыграйте. Он милый. Хрупкий, но милый.
Чужой по праву занимает верхнюю строчку моего личного топа самых-самых чудовищ. Это самый что ни на есть колоритный монстр со множеством любопытных, присущих лишь ему деталей. Герой? Увольте, от таких героев стараются избавиться всеми доступными и недоступными способами, надеясь больше с ними никогда не пересекаться. Ни в космосе, ни на планете, нигде. Однако гибкое темное тело, как щетка Reach Access, проникает в самые труднодоступные места. Оглянитесь, может, он уже как раз стоит у вас за плечом и, ухмыляясь, читает эту статейку, готовясь вами пообедать. Как знать. Хотя.. вы же были на его месте, так что наверняка успели оценить по достоинству его хищное, прямо-таки смертельное обаяние.
P.S. Игр, в который фигурирует Чужой, много, но пристального внимания заслуживает, пожалуй, лишь оригинальная серия "Чужие против Хищника":
- Aliens versus Predator [1999]
- Aliens versus Predator 2 [2001]
- Aliens versus Predator 2: Primal Hunt [2002]
- Aliens versus Predator [2010]
P.P.S. На закуску предлагаю вам две совершенно изумительные работы, от которых я осталась в полном восторге. Смотреть и умиляться обязательно! Автор -